Способность мыслить выделяет нас из всего сущего




Скачать 58.86 Kb.
НазваниеСпособность мыслить выделяет нас из всего сущего
Дата публикации26.06.2013
Размер58.86 Kb.
ТипДокументы
www.exam-ans.ru > География > Документы
Рав Йосеф-Дов Соловейчик.

Подготовка к принятию Торы








Евреи - народ не легковерный, но приняли Тору без предварительных размышлений

Тора заповедует нам считать дни после Песаха и, отсчитав семь недель, праздновать Шавуот в память о даровании Торы на Синае. Этот счет выражает не только наше стремление к Торе, но и нашу внутреннюю подготовку к ней, постепенный переход - уже после собственно Исхода - к тому состоянию, когда мы способны принять Тору.

Когда на горе Синай народу Израиля была предложена Тора, его ответом было: "Все, что сказал Господь, мы будем соблюдать и постигать" (Шмот 24:7). Отдав предпочтение соблюдению закона Бога перед его постижением, народ Израиля показал, что он клянется в своей абсолютной и безусловной верности еще даже до того, как ему стало известно детальное содержание Торы или стало понятно значение входящих в нее заповедей. Израильтяне приняли на себя бремя избранного народа без предварительных размышлений и критических оценок. В других областях жизни такого рода обязательство показалось бы нам скоропалительным и безрассудным. При этом известно, что евреи - народ не легковерный, зачастую они склонны к сомнениям и бунтарству, и убедить их в чем-нибудь не так-то просто. В Торе недаром говорится о нас как о народе "жестоковыйном", т.е. необычайно упрямом. Чем же объяснить единодушный незамедлительный ответ "Мы будем соблюдать"?
^

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего


Как гласит Тора, только человек, в отличие от всех творений Господа, создан по образу и подобию Божьему. В чем же заключается это уникальное свойство? Какой дар отражает образ Божий, что служит источником достоинства человека и обеспечивает его привилегии? Маймонид, как и некоторые другие средневековые философы, считал самой отличительной особенностью человека его "логос", т.е. склонность к логическому мышлению, способность приобретать знания. Но если именно способность мыслить выделяет нас из всего сущего, то как Всевышний мог потребовать от человека подчинения предписаниям, многие из которых непонятны ему, а некоторые просто противоречат здравому смыслу? Если достоинство и природа человека коренятся в разуме, то как же может Господь требовать от нас выполнения того или иного установления, выходящего за рамки человеческого понимания? Ведь просить человека поступать вне рамок рассудка - означает, казалось бы, предложить ему стать чем-то меньшим, чем человек!
Ответ на эти вопросы можно попытаться найти в Каббале, эзотерической части иудаизма. Она считает, что исключительный дар, который выделяет человека из прочих творений, есть не рациональный разум, а "рацон эльйон" - "высшая воля". Именно эта воля принимает решения, никак не согласуя их с интеллектом. Она составляет стержень духовной личности и определяет индивидуальность человека. Прагматический же разум - "рацон тахтон" - это воля низшего порядка, "практическая воля", и она занимает среди составляющих личности подчиненное положение.
^

"Рацон эльйон" и "рацон тахтон" - две воли, два пути найти решение


Главные решения, определяющие жизнь человека, принимаются спонтанно и неожиданно, как реакция на исходящий откуда-то изнутри и несформулированный приказ; они не обязательно диктуются соображениями или условиями внешнего порядка, и далеко не всегда на них можно воздействовать прагматическими доводами. Решения, связанные с выбором веры, спутника жизни, определение будущей профессии, разрешение серьезных экономических и военных проблем, вообще большинство кардинальных жизненных поворотов происходят интуитивно, без всякой помощи рассудка. И лишь потом, позже, мы обращаемся к практическому разуму для того, чтобы оправдать выбранное решение, очистить от противоречий и наметить путь его реализации. Только второстепенные технические решения (конечно, количественно они охватывают основную массу жизненных ситуаций) принимаются после длительного обдумывания. Наш разум по природе своей осторожен и медлителен в расчетах типа: "что найдешь" - "что потеряешь". Принятие решения на уровне рассудка по сути своей сводится к уравновешиванию доходов и расходов, взвешиванию альтернатив и оценке последствий. Это трудоемкий и длительный анализ. А "рацон эльйон", напротив, интуитивен, активен, динамичен, страстен. Его прозрения вдохновлены Божественным дыханием, неотъемлемым даром каждого человека. Это не выбор из множества вариантов, а дилемма: либо решение принимается, либо человек отказывается от самого себя. Только "рацон эльйон" в силах изменить само направление жизни человека; не будь его, великие умы никогда бы не сделали своих революционных открытий во всех областях нашей жизни. Конечно, наука нам нужна, она позволяет проникнуть в тайны природы; конечно, мы пользуемся логикой, чтобы получить рациональные объяснения и понятия, но в поисках ответа на основные жизненные вопросы мы полагаемся на внутреннее озарение.

Таким образом, существует две воли: "рацон эльйон", ничем не мотивированная воля, возникающая из непознаваемых, идущих изнутри указаний, и "рацон тахтон", воля, прагматически мотивированная разумом или практическими соображениями. И только во Всевышнем, говорят каббалисты, эти две воли сливаются в абсолютном единстве, только в Нем не существует никаких противоречий. Человеку же Бог дал их раздельными, одна - постижима для нас, другая - нет. Часто они оказываются в противоречии, они сталкиваются и противоборствуют, и человеку приходится выбирать ту из них, с которой он себя отождествляет. Остаться верным своему внутреннему свету или подчиниться практическим соображениям с учетом всех "за" и "против" - вот дилемма, с которой мы сталкиваемся ежедневно. В нашем утилитарном, прагматическом мире человек должен суметь жить, руководствуясь "рацон эльйон", для которого житейский успех, прогресс, денежные доходы и прочие подобные соображения несущественны; и наоборот, преобладают те идеалы, которые подчас кажутся непрактичными.
^

Принятие Торы евреями не было рациональным решением


Когда Бог на горе Синай предложил евреям Тору, они не стали просить показать им какую-нибудь заповедь для примера, не настаивали на том, чтобы увидеть что-либо из предлагаемого своими глазами, не предложили принять Тору на тридцатидневный испытательный срок. Это было бы расчетливым и практичным подходом к делу. Как описано в Мидраше, сначала Бог предложил Тору другим народам - Эсаву, Аммону, Моаву и Ишмаэлю, но те дали осторожный ответ, подошли к этому предложению прагматически, взвесив ценность Торы в свете социальной, культурной и экономической полезности - и, в конце концов, отвергли ее. Ответ евреев был: "Будем соблюдать и постигать", что означало: "Мы решили принять на себя эти обязательства и, приняв их, постичь их разумом". Это решение представляло собой скачок веры, интуитивное постижение истины и непреложности.
^

Религиозные обязательства евреев далеки от расчетливости


Религиозный еврей изначально отдает себя целиком исполнению двух безоговорочных обязательств, и в обоих случаях такая отдача не поддается рациональному обоснованию. В своей личной жизни он обязуется подчинять себя дисциплине всеохватывающих заповедей (из которых даже те, которые в иудаизме традиционно попадают в раздел "мишпатим" - "заповеди, обосновываемые разумно", - в нашем современном мире тоже зачастую встречают сопротивление). Мы упрямо и преданно соблюдаем эти предписания, вопреки снисходительному отношению окружающих и скрытым насмешкам над нашим образом жизни. Мы настаиваем на том, что наше восприятие Господа как Законодателя - самое правильное, и на том, что соблюдение заповедей очищает и возвышает нашу жизнь.

Второе религиозное обязательство соблюдающего закон еврея - его обязательство перед исторической судьбой своего народа. Мы верим, что несмотря на весь наш горький исторический опыт, несмотря на катастрофические бойни и враждебное отношение всего окружающего мира, мы непреклонно движемся к Божественному избавлению ("геула"), и хотя оно может медлить, мы верим, что в конце концов надежды нашего народа исполнятся. Мы не поддаемся отчаянию и упорствуем в своей иррациональной вере.

Оба эти религиозных обязательства есть проявление веры, выходящей за рамки логики и практических соображений. В наши дни подобного же типа вера нужна для поддержки Государства Израиль, вопреки окружающей его всеобщей ненависти, ибо наша борьба за это государство, на самом деле, совершенно непрактична и требует готовности, далекой от расчетливости.

^ Роль интеллекта немаловажна, но он подчинен озарениям веры

То, что мы отдаем "высшей воле" главенствующую роль в человеке, не означает, что мы тем самым принижаем интеллект. Действительно, Тора велит человеку добиваться с помощью разума господства над природой и противостоять болезням и нищете. И Талмуд с его тончайшими нюансами использует логический анализ для отыскания основополагающих принципов и для приложения их к самым различным ситуациям. Более того, подчеркивание роли интеллекта всегда было отличительной чертой еврейской жизни. Но интеллект обязан отдавать себе отчет в существующих для него ограничениях. Он подчинен озарениям веры. Интеллект осуществляет классификацию и приложение тех основных истин, которые провозглашает "рацон эльйон". Это утверждение Каббалы выражает основной подход иудаизма к жизни. Жизненные цели исходят изнутри, а интеллект очищает их от противоречий, планирует их осуществление и формулирует их логическое оправдание. Вне "рацон эльйон" евреи не могли бы выжить.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего iconНеобъятность далеко раскинувшегося творения Отца Всего Сущего полностью...
Отец Всего Сущего бесконечен, но когда мы наблюдаем и изучаем все материальное творение в целом, мы узнаем, что в любой данный момент...

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего iconО. С. Ушакова выделяет: 1 собственно педагогическую диагностику,...

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего iconТеория всего сущего или основы доквантовой физики
Эти превращения наблюдались неоднократно в процессе столкновения частиц и являются неоспоримым физическим фактом

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего iconЦвет и цветовоспроизведение в полиграфии
Нас окружает природа со своим великолепием красок. Вокруг нас зеленая трава и голубое небо. Мир полон ярких цветов, насекомых, и...

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего iconУроку: Плакаты: “Математика есть познание всего сущего” Платон
Проверка д./з.(проверка производится перед началом урока, баллы выставляются в рейтинговые карты)

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего icon1. начальный этап подготовки к выступлению
Задание Изучите этапы подготовки к выступлению и сравните их с этапами, которые выделяет немецкий специалист по риторике X. Леммерман....

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего iconПубличный отчет моу «Средняя общеобразовательная школа№7 с углублённым...
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить...

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего iconТекст 103 Реальность религиозного опыта
Настройщики Мысли принимают все большее участие в развитии высших типов человеческого религиозного понимания. Настройщик Мысли –...

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего iconЦентральная вселенная и сверхвселенные
Вселенные были созданы Сынами Божьими. Творец покрывает себя светом как одеждой и простирает небеса как завесу. Только концепция...

Способность мыслить выделяет нас из всего сущего iconДревняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории....
Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
www.exam-ans.ru
<..на главную